Программа лидерского лагеря Апельсин
«Лидерский творческий лагерь формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена» - такое определение наиболее традиционно в интернете. Лагерь должен быть инновационным. Инновационный возможен только, если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Основные направления лагеря:
- Система клубов по интересам, кружки.
- Творческие мастерские.
- Спортивные занятия.
В ходе лагеря учащиеся:
· Приобретут навыки планирования, и контроля собственной деятельности и команды
· Сформируют инициативность и ответственность
· Разовьют навыки самопрезентации
· Научатся проявлять свой талант
· Приобретут навыки сотрудничества с детьми и взрослыми
Наша программа рассчитана на широкую аудиторию, начиная с начальной школы. Детство – время формирования метода жизни. Очень важно найти достойный прототип для своей жизни. Правильный образец полезен тем, что в нем убрано из жизни второстепенное, и жизнь по подобному сценарию позволяет не размениваться на мелочи, и проявить себя в жизни эффективнее и полнее.
Аналитическая часть.
Высокие слова: традиции России, русский национальный характер, мы - русские… Определение «русский» включает в себя различные параметры, но все они так или иначе связаны с гражданственностью. Какой человек нужен Государству? Какое государство нужно Человеку? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый. Мы живем в России. Мы выйдем во взрослую жизнь, имея за плечами опыт, который заложен в семье, в учреждениях дополнительного образования, в социуме, в школе.
Гражданство воспринимается учащимися как данность: его не нужно завоевывать. Ребенок, рожденный в России, - уже гражданин России, который пользуется всеми правами, закрепленными в Конституции страны. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане выполняли основной закон- Конституцию России. Исследования показали, что ребенок четко представляет, какими качествами должна обладать личность, но не указывает, из чего формируется гражданская позиция. Такое понятие как политическая грамотность и входящие в него: права, свободы, обязанности гражданина, участие в политической жизни страны не были названы учащимися вообще. Возникает вопрос: сможет ли выпускник школы быть достойным гражданином России?
Образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники школы имели четкую гражданскую позицию, были патриотами России.
Исследование уровня гражданственности (методика Шиловой) показала, что большинство учащихся начальных классов имеют низкий и средний уровень, т.е. не достаточно сформированную гражданскую позицию.
Среди учащихся начальных классов проведено анкетирование по выяснению уровня гражданской позиции учащихся, поведению в социуме:
1. Умеешь ли ты защищать свою позицию во время дискуссии, презентации, проектной деятельности?
2. Нужно ли тебе развиваться дальше в различных областях знаний и умений или ты уже выбрал для себя приоритетную деятельность?
3. Можешь ли ты оценить свой труд и труд своих товарищей правильно?
4. Что необходимо тебе еще узнать, чтобы вырасти в «своих собственных глазах»?
Опрос выявил основные вопросы, требующие дополнительного рассмотрения:
1. умение защищать свои общественные интересы – 53%
2. потребность в самосовершенствовании – 87%
3. осознанное отношение к труду и его результатам – 65%
4. необходимость занятий, помогающих в развитии креативности, лидерских качеств личности– 93%
На совете ученического самоуправления было принято решение о необходимости создания творческого лидерского лагеря, моделирующего «устройство российского общества». Причем отмечалось, что форма ознакомления с особенностями «устройства» государства должна быть доступной и интересной для всех учащихся школы. Такой формой является игра.
Цель:
В процессе организации отдыха и оздоровления способствовать формированию у учащихся лидерских качеств, стремления самореализоваться через включение в активную творческую деятельность.
Задачи:
· способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству.
· способствовать приобретению новых социально-экономических знаний, умений, навыков.
· создать условия для организации и реализации творческого потенциала учащихся.
· развивать и пропагандировать различные формы организации досуга, здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
· Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения, самоутверждение личности.
· Формирование активной творческой личности с четкой гражданской позицией.
· Успешная социализация детей.
· Формирование лидерских качеств у учащихся. Пропаганда здорового образа жизни.
Содержание деятельности.
Главное, чтобы в НАШЕМ лагере каждый «Я» смог найти себе место, выбрать дело по душе, быть уважаемым членом нашего общества, ибо именно уважение является, на наш взгляд, основным критерием настоящего гражданина. Принцип уважения к личности – это истина, утраченная в мире. Великие лидеры знают о ценности людей. Они выслушивают мнения других и делают все, чтобы каждый член команды имел возможность вносить значимый и устойчивый вклад в общее дело. Самая важная задача лидера состоит в том, чтобы способствовать развитию людей, давая им возможности для роста и вдохновляя их на осознание и раскрытие своего потенциала. Обладание определенными качествами характера и эффективными навыками важны также как профессиональные знания. Мы наделены замечательными талантами, которые могут остаться нераскрытыми, если мы не приложим необходимые усилия. Чем чаще мы используем и развиваем свои способности, тем больше талантов нам дается и тем шире наши возможности.
Жизнь «Апельсина» строится на основании Законов, выработанных его гражданами. А граждане школьного государства – это и школьники, и педагоги, и родители, так как все мы тесно связаны и зависим друг от друга. Вместе учимся постигать не только учебные предметы, но законы жизни. На своем опыте, путем своих проб и ошибок мы формируем целую систему мировоззрения. И от того, какой она будет, какие приоритеты мы выберем для будущей взрослой жизни, зависит не только наше будущее, но и судьба государства. Детисоздают правила, которые учатся выполнять. Вместе определяем ценности каждого ребенка и ценности, по которым они будут жить в сначала в отряде, затем и в классе, приоритеты у детей, миссию отряда (класса) - конечную цель, которую они хотят достичь к определенному сроку. Дети учатся отличать важное от неважного, говорить «нет» неважному и оставлять только важное – жить целесообразно.Дети научаются брать на себя обязательства и выполнять их – формировать цельный характер. Они учатся взаимодействовать друг с другом, действовать согласованно, видеть, что в мире все взаимосвязано и видеть целостную картину, быть лидерами в одних вопросах и поддерживать лидера в других, планировать свою деятельность согласно поставленной цели, быть дисциплинированными, т.е. поддерживать себя в достижении цели, приучаются к порядку и организованности. Дети научаются общаться друг с другом, устанавливать контакт, поддерживать общение, выражать свои чувства, давать обратную связь, поддерживать друг друга, договариваться и влиять.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.
Этап |
Цели и задачи |
Мероприятия |
Ожидаемый результат |
1 этап: Май 2010 |
Определить направления деятельности детей в период каникул. |
Анализ сложившейся ситуации Разработка программы. Обучение руководителей отрядов. |
Выявление оптимального направления деятельности школы по организации занятости подростков в период каникул. Утверждение программы. |
2 этап: июнь 2010г-январь 2011г.
|
Реализация программы «Апельсин». |
Выявление оптимальных направлений деятельности в ходе реализации программы. Коррекция программы. |
Создание атмосферы сотрудничества, творчества, инициативности.
|
3 этап: январь 2011- декабрь 2014
|
Реализация программы «Апельсин» в каникулярное время. Создание и реализация социальных проектов в рамках программы.
|
Отчет о работе лагеря «Апельсин». Разработка и реализация социальных проектов Деятельность отрядов лагеря в период осенних, зимних, весенних и летних каникул. |
Успешная организация свободного времени.
|
4 этап Декабрь 2014.
|
Подвести итоги реализации программы |
Анализ реализации программы |
Начать работу по созданию новых проектов, программ… |
ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ «АПЕЛЬСИН».
Сроки |
Мероприятия |
Ответственный |
Участники |
Май
|
Анкетирование учащихся. Выявление интересов. |
Ростунова В.В. |
Учащиеся 9-11 классов |
До начала каникул |
Формирование отрядов лагеря. |
Руководители отрядов |
Все заинтересованные лица |
До начала каникул |
Выборы штаба лагеря. |
Руководители отрядов |
Все заинтересованные лица |
До 1.06. |
Презентация деятельности отрядов. |
Руководители отрядов |
Все заинтересованные лица |
Июнь |
Открытие лагеря, Вручение заданий |
Руководители отрядов |
Все отряды лагеря |
Июнь - июль |
Работа по планам отрядов |
Руководители отрядов |
Все отряды |
Август |
Общий сбор. Подведение итогов работы летней смены лагеря. |
Руководители отрядов |
Все отряды лагеря |
1.09. |
Вручение дипломов, значков по итогам работы лагеря. |
Ростунова В.В. |
Учащиеся школы |
Ноябрь
|
Конференция «Мы и школа» |
Ростунова В.В. |
Все участники учебно-образовательного процесса |
Ноябрь Каникулы |
Работа по планам отрядов |
Руководители отрядов |
Все отряды |
Декабрь -январь Каникулы |
Работа зимнего школьного лагеря с дневным пребыванием учащихся. |
Руководители отрядов |
Все отряды |
Март –Каникулы. |
Работа по планам отрядов |
Руководители отрядов |
Все отряды |
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Все педагоги, медицинские работники и организаторы каникулярной занятости подростков проходят обучение на семинарах в ГОУ Центре детского и юношеского туризма и экскурсий, МОУ ДОД Центре детского творчества Сормовского района г. Н. Новгорода и в школе:
- Здоровье сберегающие технологии в каникулярный период (апрель)
- Особенности работы с детьми начальной школы (апрель)
- Лагерь актива: «плюсы» и «минусы» (май)
- Круглый стол «Социальное партнёрство»
Игры, конкурсы, беседы… разрабатываются до начала каникул на семинарах руководителей отрядов, на заседаниях штаба лагеря. Продумывается материал и методики максимально быстрого включения подростков как в трудовую, практическую деятельность, так и в игровую, военно-патриотическую, спортивную, туристскую
К работе по данному направлению привлекаются следующие кадры:
· Балахонова О.Н. – директор школы (высшая категория)
· Ростунова В.В. –заместитель директора школы по воспитательной работе высшей категории; педагог дополнительного образования (высшая категория).
· Максимкина Е.В. – педагог дополнительного образования (вторая категория), начальник лагеря «Апельсин».
· Максимкина А.В. – педагог дополнительного образования
· Лебедев С.В. – старший вожатый
· Машкина Н.А. – библиотекарь.
· Розова Н.И. – медицинская сестра.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
- Количественные показатели (востребованность, охват общественности, количество конкретных дел).
- Социометрия. (начало и конец смены)
- Показатели уровня развития детского коллектива (методика А.Н. Лутошкина). (начало и конец смены)
- Показатели социального развития личности (уровень учебной мотивации, качество продуктов социально-творческой деятельности, личностный рост (методика Д.В. Григорьева). (начало и конец смены)
- Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность (методика М.И. Рожкова))
- Показатели общественного мнения (популярность системообазующей деятельности, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).
- Экспресс-методики по организации деятельности лагерей, воспитательному процессу...
- Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).
План работы лагеря «Апельсин» (2013г, летние каникулы)
Дата |
Мероприятия |
Ответственные |
1.07.
|
Сбор отряда. Отправление к месту дислокации. |
Ростунова В.В. Лебедев С.В. |
1.07. 2.07. 3.07. 4.07. 5.07. 6.07. 7.07. 8.07. |
КТД «Уют» День рекордов. День Рыцаря День Рыцаря Военный день День природы День рекордов Подведение итогов смены Отъезд домой |
|