Программа лидерского лагеря Апельсин

 

   «Лидерский творческий лагерь формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена» - такое определение наиболее традиционно в интернете. Лагерь должен быть инновационным. Инновационный  возможен только,  если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Основные направления лагеря:

  • Система клубов по интересам, кружки.
  •  Творческие мастерские.
  • Спортивные занятия.
    В ходе лагеря учащиеся:

·        Приобретут  навыки планирования, и контроля собственной деятельности и команды 

·        Сформируют инициативность и ответственность 

·        Разовьют навыки самопрезентации 

·        Научатся проявлять свой талант 

·        Приобретут навыки сотрудничества с детьми и взрослыми

Наша программа рассчитана на широкую аудиторию, начиная с начальной школы. Детство – время формирования метода жизни. Очень важно найти достойный прототип для своей жизни. Правильный образец полезен тем, что в нем убрано из жизни второстепенное, и жизнь по подобному сценарию позволяет не размениваться на мелочи, и проявить себя в жизни эффективнее и полнее.

Аналитическая часть.

    Высокие слова: традиции России, русский национальный характер, мы - русские… Определение «русский» включает в себя различные параметры, но все они так или иначе связаны с гражданственностью. Какой человек нужен Государству? Какое государство нужно Человеку? Эти вопросы рано или поздно задает себе каждый. Мы живем в России. Мы выйдем во взрослую жизнь, имея за плечами опыт, который заложен в семье, в учреждениях дополнительного образования, в социуме, в школе.

   Гражданство воспринимается учащимися как данность: его не нужно завоевывать. Ребенок, рожденный в России, - уже гражданин России, который пользуется всеми правами, закрепленными в Конституции страны. Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане выполняли основной закон- Конституцию России.   Исследования показали, что ребенок четко представляет, какими качествами должна обладать личность, но не указывает, из чего формируется гражданская позиция. Такое понятие  как политическая грамотность и входящие в него: права, свободы, обязанности гражданина, участие в политической жизни страны не были названы учащимися вообще.  Возникает вопрос: сможет ли выпускник школы быть достойным гражданином России?

  Образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники школы имели четкую гражданскую позицию, были патриотами России.

  Исследование уровня гражданственности (методика Шиловой) показала, что большинство учащихся начальных  классов имеют низкий и средний уровень, т.е. не достаточно сформированную гражданскую позицию.

  Среди учащихся начальных классов проведено анкетирование по выяснению уровня гражданской позиции учащихся, поведению в социуме:

1.    Умеешь ли ты защищать свою позицию во время дискуссии, презентации, проектной деятельности?

2.    Нужно ли тебе развиваться дальше в различных областях знаний и умений или ты уже выбрал для себя приоритетную деятельность?

3.    Можешь ли ты оценить свой труд и труд своих товарищей правильно?

4.    Что необходимо тебе еще узнать, чтобы вырасти в «своих собственных глазах»?

Опрос выявил основные вопросы, требующие дополнительного рассмотрения:

1.    умение защищать свои общественные интересы – 53%

2.    потребность в самосовершенствовании – 87%

3.    осознанное отношение к труду и его результатам – 65%

4.    необходимость занятий, помогающих в развитии креативности, лидерских качеств личности– 93%

  На совете ученического самоуправления  было принято решение о необходимости создания творческого лидерского лагеря, моделирующего «устройство российского общества». Причем отмечалось, что форма ознакомления с особенностями «устройства» государства должна быть доступной и интересной для всех учащихся школы. Такой формой является игра.

Цель:

В процессе организации отдыха и оздоровления способствовать формированию у учащихся лидерских качеств, стремления самореализоваться через включение в активную творческую деятельность.

       Задачи:

·       способствовать формированию саморазвивающейся личности, воспитывать у каждого члена ученического коллектива демократическую культуру, гражданственность, стимулировать к социальному творчеству.

·       способствовать приобретению новых социально-экономических знаний, умений, навыков.

·       создать условия для организации и реализации творческого потенциала учащихся.

·       развивать и пропагандировать различные формы организации досуга, здорового образа жизни.     

 

      Ожидаемые результаты:

·       Создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения, самоутверждение личности.

·       Формирование активной творческой личности с четкой гражданской позицией.

·       Успешная социализация детей.

·       Формирование лидерских качеств у учащихся. Пропаганда здорового образа жизни.

 

 

Содержание деятельности.

Главное, чтобы в НАШЕМ лагере каждый «Я» смог найти себе место, выбрать дело по душе, быть уважаемым членом нашего общества, ибо именно уважение является, на наш взгляд, основным критерием настоящего гражданина. Принцип уважения к личности – это истина, утраченная в мире. Великие лидеры знают о ценности людей. Они  выслушивают мнения других и делают все, чтобы каждый член команды имел возможность вносить значимый и устойчивый вклад в общее дело. Самая важная задача лидера состоит в том, чтобы способствовать развитию людей, давая им возможности для роста и вдохновляя их на осознание и раскрытие своего потенциала. Обладание определенными качествами характера и эффективными навыками важны также как профессиональные знания. Мы наделены замечательными талантами, которые могут остаться нераскрытыми, если мы не приложим необходимые усилия. Чем чаще мы используем и развиваем свои способности, тем больше талантов нам дается и тем шире наши возможности.

Жизнь «Апельсина» строится на основании Законов, выработанных его гражданами. А граждане школьного государства – это и школьники, и педагоги, и родители, так как все мы тесно связаны и зависим друг от друга. Вместе учимся постигать не только учебные предметы, но законы жизни. На своем опыте, путем своих проб и ошибок мы формируем целую систему мировоззрения. И от того, какой она будет, какие приоритеты мы выберем для будущей взрослой жизни, зависит не только наше будущее, но и судьба государства. Детисоздают правила, которые учатся выполнять. Вместе определяем ценности каждого ребенка и ценности, по которым они будут жить в сначала в отряде, затем и в классе, приоритеты у детей, миссию отряда (класса)  - конечную цель, которую они хотят достичь к определенному сроку. Дети учатся отличать важное от неважного, говорить «нет» неважному и оставлять только важное – жить целесообразно.Дети научаются брать на себя обязательства и выполнять их – формировать цельный характер. Они учатся взаимодействовать друг с другом, действовать согласованно, видеть, что в мире все взаимосвязано и видеть целостную картину, быть лидерами в одних вопросах и поддерживать лидера в других, планировать свою деятельность согласно поставленной цели, быть дисциплинированными, т.е. поддерживать себя в достижении цели, приучаются к порядку и организованности. Дети научаются общаться друг с другом, устанавливать контакт, поддерживать общение, выражать свои чувства, давать обратную связь, поддерживать друг друга, договариваться и влиять.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ.

Этап

Цели и задачи

Мероприятия

Ожидаемый результат

1 этап:

Май 2010

Определить направления деятельности детей в период каникул.

Анализ сложившейся ситуации

Разработка программы. Обучение руководителей отрядов.

Выявление оптимального направления деятельности школы по организации занятости подростков в период каникул.

Утверждение программы.

2 этап: июнь 2010г-январь 2011г.

 

 

Реализация программы «Апельсин».

Выявление оптимальных направлений деятельности в ходе реализации программы. Коррекция программы.

Создание атмосферы сотрудничества, творчества, инициативности.

 

3 этап:

январь 2011- 

декабрь 2014

 

 

 

 

Реализация программы «Апельсин» в каникулярное время.

Создание и реализация социальных проектов в рамках программы.

 

Отчет о работе лагеря «Апельсин».

Разработка и реализация социальных проектов

Деятельность отрядов лагеря в период осенних, зимних, весенних и летних каникул.

Успешная организация свободного времени.

 

4 этап

Декабрь 2014.

 

Подвести итоги реализации программы

Анализ реализации программы

Начать работу по созданию новых проектов, программ…

 

 

 

 

 

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ ЛАГЕРЯ «АПЕЛЬСИН».

 

Сроки

Мероприятия

Ответственный

Участники

Май

 

Анкетирование учащихся. Выявление интересов.

Ростунова В.В.

Учащиеся 9-11 классов

До начала каникул

Формирование отрядов лагеря.

Руководители отрядов

Все заинтересованные лица

До начала каникул

Выборы штаба лагеря.

Руководители отрядов

Все заинтересованные лица

До 1.06.

Презентация деятельности отрядов.

Руководители отрядов

Все заинтересованные лица

Июнь

Открытие лагеря, Вручение заданий

Руководители отрядов

Все отряды лагеря

Июнь - июль

Работа по планам отрядов

Руководители отрядов

Все отряды

Август

Общий сбор.

Подведение итогов работы летней смены  лагеря.

Руководители отрядов

Все отряды лагеря

1.09.

Вручение дипломов, значков по итогам работы лагеря.

Ростунова В.В.

Учащиеся школы

Ноябрь

 

Конференция «Мы и школа»

Ростунова В.В.

Все участники учебно-образовательного процесса

Ноябрь

Каникулы

Работа по планам отрядов

Руководители отрядов

Все отряды

Декабрь -январь

Каникулы

Работа зимнего школьного лагеря с дневным пребыванием учащихся.

Руководители отрядов

Все отряды

Март –Каникулы.

Работа по планам отрядов

Руководители отрядов

Все отряды

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

   Все педагоги, медицинские работники и организаторы каникулярной занятости подростков проходят обучение на семинарах в ГОУ Центре детского и юношеского туризма и экскурсий,  МОУ ДОД Центре детского творчества Сормовского района г. Н. Новгорода  и в школе:

-        Здоровье сберегающие технологии в каникулярный период (апрель)

-        Особенности работы с детьми начальной школы (апрель)

-        Лагерь актива: «плюсы» и «минусы» (май)

-        Круглый стол «Социальное партнёрство»

 Игры, конкурсы, беседы… разрабатываются до начала каникул на семинарах руководителей отрядов, на заседаниях штаба лагеря. Продумывается материал и методики максимально быстрого включения подростков как в трудовую, практическую деятельность, так и в игровую, военно-патриотическую, спортивную, туристскую

К работе по данному направлению привлекаются следующие кадры:

·       Балахонова О.Н. – директор школы (высшая категория)

·       Ростунова В.В. –заместитель директора школы по воспитательной работе высшей категории; педагог дополнительного образования (высшая категория).

·       Максимкина Е.В. – педагог дополнительного образования (вторая категория), начальник лагеря «Апельсин».

·       Максимкина А.В. – педагог дополнительного образования

·       Лебедев С.В. – старший вожатый

·       Машкина Н.А. – библиотекарь.

·       Розова Н.И. – медицинская сестра.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

-        Количественные показатели (востребованность, охват общественности, количество конкретных дел).

-        Социометрия. (начало и конец смены)

-        Показатели уровня развития детского коллектива (методика А.Н. Лутошкина). (начало и конец смены)

-        Показатели социального развития личности (уровень учебной мотивации, качество продуктов социально-творческой деятельности, личностный рост (методика Д.В. Григорьева). (начало и конец смены)

-        Показатели социальной адаптации личности (снижение риска асоциальных явлений, повышение уровня социальной успешности участников, активность (методика М.И. Рожкова))

-        Показатели общественного мнения (популярность системообазующей деятельности, заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации).

-        Экспресс-методики по организации деятельности лагерей, воспитательному процессу...

-        Экономические показатели (соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов).

 

 

План работы лагеря «Апельсин» (2013г, летние каникулы)

Дата

Мероприятия

Ответственные

1.07.

 

Сбор отряда.

Отправление к месту дислокации.

Ростунова В.В.

Лебедев С.В.

1.07.

2.07.

3.07.

4.07.

5.07.

6.07.

7.07.

8.07.

КТД «Уют»

День рекордов.

День Рыцаря

День Рыцаря

Военный день

День природы

День рекордов

Подведение итогов смены

Отъезд домой

 

 

ПечатьE-mail