Проект Мой мир

 

 

Предисловие проекта.

Игровая легенда.

Каким должен быть «МОЙ» мир? Мы, школьники, часто слышим из уст взрослых пространное: вот раньше-то было… Изучая историю России и других государств, мы анализируем социальный строй, отмечаем «плюсы» и «минусы». И часто дискутируем о том, каким должен быть «мир человека». С целью реализовать на практике оптимальное, с нашей точки зрения, «мировое» устройство, разработана игровая ситуация «Мой мир»: «Это было тогда, когда животные были дикими, и растения были дикими, и земля была дикой. Но самым диким-предиким был дикий человек. Но однажды этому дикому человеку надоело жить по диким законам. И он решил создать СВОЙ МИР, в котором ЕМУ было бы удобно и комфортно. Собрались дикие-предикие дети в дикой-предикой школе и стали держать Совет: как изменить их дикую-предикую жизнь и стать людьми цивилизованными, с которыми и общаться приятно, и в гости не стыдно пригласить, и пользы от которых много. Решили дикие-предикие дети СОВЕТ собрать. Сошлись вместе представители диких племен, обсудили Законы совместной жизни и решили их неукоснительно выполнять. Так появился «МОЕ МИР».

В парусиновых брюках, широких, залатанных, длинных,

Мы бродили в развалку, чуть набок была голова.

Мы придумали море таким, как на старых картинах,

И условились в том, что открыты не все острова.

Мы придумали город, где сушатся старые сети,

Где причал и вокзал одинаково рыбой пропах.

Мы придумали город, в котором суровые дети

И развешаны компасы вместо часов на столбах.

Мы придумали совесть, такую, что, дай бог, любому:

Если рядом беда, то попробуй-ка спрятать глаза.

Если крик за окном, так попробуй не выйти из дома,

Если шторм, кто-то тонет, попробуй спустить паруса.

Мы придумали море…

Мы придумали город…

       Мы придумали совесть…

       Мы придумали мир… (по Талькову)

Главное, чтобы в НАШЕМ школьном МИРЕ  каждый «Я» смог найти себе место, выбрать дело по душе, быть уважаемым членом нашего общества, ибо именно уважение является, на наш взгляд, основным критерием настоящего человека.

Жизнь «Моего мира» строится на основании Законов, выработанных его жителями. А жители «Моего мира» – это и школьники, и педагоги, и родители, так как все мы тесно связаны и зависим друг от друга. Вместе учимся постигать не только учебные предметы, но и законы жизни. На своем опыте, путем своих проб и ошибок, мы формируем целую систему мировоззрения. И от того, какой она будет, какие приоритеты мы выберем для будущей взрослой жизни, зависит не только наше будущее, но и судьба  «моего мира».

           

I.               Постановка проблемы.

Мы часто задумываемся над тем, что хорошо, что плохо. Именно эти вопросы мы задали себе. Попытались ответить честно. Большую часть времени мы проводим в школе. Школа стала нашим вторым домом. И насколько уютно, комфортно нам будет в ее стенах, будет зависеть и наша позиция по отношению к школе. Наши родители говорят о своих школьных годах с теплотой. А мы? Сможем ли мы так же отзываться о своей школе? Вопросов для обсуждения было всего два:

1.    Что в школе хорошо?

2.    Что в школе плохо?

Ответы были такими:

«Плюсы»

«Минусы»

1.              Огромное количество кружков и секций, которые работают до позднего вечера.

2.              Множество мероприятий, конкурсов, смотров, деятельность РВО «Разведчики».

3.              Современное учебное оборудование в кабинетах.

4.              Учебные интеллектуальные конкурсы, олимпиады.

5.              Озеленение школы.

6.              Активная спортивная жизнь.

 

1.              Культура общения школьников между собой оставляет желать лучшего.

2.              Неумение организовывать самостоятельно жизнедеятельность в процессе учебных и внеучебных занятий (внешний вид, сменная обувь, чистота в школе, поведение на переменах…)

3.              «Скучные уроки».

4.              Мало поездок, экскурсий, посещений театров…, общения с ребятами из других школ, городов…

5.              Отсутствие печатного органа, радио.

6.              Бытовые проблемы (оснащение туалетов, график питания…)

 

Результаты рассматривалась на заседании Совета ученического самоуправления «СВЕТ». Были выявлены 2 основные проблемы:

1.    Проблемы нормативно-бытового характера. Для решение проблем такого типа необходимо привлечь всех участников воспитательно-образовательного процесса: родителей, педагогов, школьников. На наш взгляд, данные вопросы могут быть решены достаточно быстро. Необходимо собрать для обсуждения представителей родительского комитета школы, администрации, представителей Совета ученического самоуправления. В ходе круглого стола могут быть выработаны условия, правила, положения, которые помогут решить данные вопросы.

2.    Проблемы «внутреннего» характера. Для решения проблем такого типа необходимо изменить отношение участников воспитательно-образовательного процесса к действительности. «Изменение отношения» - процесс достаточно медленный. Добиться сиюминутного результата практически невозможно. Потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой,  проявление чувства единства и сотрудничества – вот способы решения проблем такого уровня. Участие в  самоуправлении готовит к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач,помогает в жизненном самоопределении.. Происходит приобретение ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности. Нужно подобрать  такие формы и средства реализации проекта, чтобы максимально вовлечь всех школьников в различные  виды деятельности, которые будут способствовать развитию личностного, лидерского, творческого, интеллектуального потенциала, а также помогают ребятам увидеть и проявить скрытые таланты, тем самым повышая их мастерство. Именно на решение «внутренних» проблем и направлен проект «Мой мир».

 Мы объединяем ребят вокруг выбранного на добровольной основе вида деятельности. В этом случае при реализации интереса или выборе деятельности школьники становятся участниками разрешения различных ситуаций: успеха, выбора, творчества, преодоления различных проблем и затруднений. Временный детский коллектив позволяет каждому участнику самостоятельно или с помощью взрослых и сверстников найти ответы на волнующие его вопросы.

 

II.            Цель и основные задачи Проекта

Цель Проекта:

Создание условий для саморазвития, самовоспитания, самореализации каждого ученика через творческое, нравственное, спортивное, интеллектуальное развитие в процессе совместного со-бытия детей и взрослых.

Задачи проекта:

·       Воспитывать у каждого члена ученического коллектива культуру общения, речевую грамотность, способствовать приобретению знаний по основам журналистики.

·       Развивать и пропагандировать различные формы организации жизнедеятельности в школе, создать условия для реализации творческого потенциала.

·       Воспитать добросовестное отношение к труду и общественной собственности.

·       Получить практические навыки самоорганизации и самоуправления.

      Ожидаемые результаты:

·       Развитие школьных печатных (радио) изданий. Повышение речевой грамотности.

·       Развитие творческого потенциала. Разнообразие форм внеклассной и учебной деятельности.

·       Сохранение и развитие материально-технической базы школы. Озеленение.

·       Участие в управлении школы. Ответственность за принимаемые ученическим самоуправлением решения. Формирование готовности и способности к позитивному изменению социальной среды.

Содержание деятельности.

Работа построена  по алгоритму:

1.    «Я хочу» - выбирается направление (направления) деятельности. Как правило, ученик – участник разновозрастного объединения, участник ученического самоуправления, участник дополнительных образовательных объединений различной направленности. Первый уровень результатов (приобретение социального знания): учащиеся получают знания по основам здорового образа жизни, нравственных идеалах общества, являются участниками КТД, социального проектирования…

2.    «Я могу» - ученик предлагает организацию различных дел, участником которых является сам, привлекает друзей, родителей, педагогов.

Второй уровень результатов (переживание ценности полученных знаний, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям): развитие у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, природе, культуре, истории, языку; ответственности за свои поступки, принятые решения; приобретение опыта самообслуживания, самоорганизации.

3.    «Я умею» - ученик – организатор дел. Третий уровень результатов (приобретение опыта самостоятельного общественного действия): ученик имеет четкую гражданскую позицию, высокую нравственность, духовность.

Центры Совета ученического самоуправления «СВЕТ» принимают активное участие в реализации данного проекта:

1. Центр «Информационный»:   Я владею информацией, значит, я владею всем. Сбор и обработка информации, обучение журналистов, выпуск информационных листов, листовок, классных газет, школьного журнала, создание школьного радио. 

2. Центр «Спортивный»: Я становлюсь сильнее. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в школе, участие в районных, городских, областных мероприятиях. Открытые школьные соревнования.

3. Центр «Досуговый»: Я умею отдыхать. Организация и проведение каникул, общешкольных КТД, праздников, участие в районных, городских… мероприятиях.

4. Центр «Правовой»: Я несу ответственность за все в школе. Организация дежурства по школе. Ликвидация правовой безграмотности. Ликвидация речевой безграмотности.

Основными идеями для реализации проекта служит следующее:

1.    В основе восприятия мира лежит свобода и интерес (по О.С. Газману). Свободное время школьника - тоже важно для успешной адаптации в современном мире, для самоопределения, саморазвития, самообразования. Мероприятия должны быть интересны, а посещение мероприятий должно быть добровольным.

2.     «Творчески» и «вместе» (по И.П. Иванову) - главный принцип обеспечения свободы и интереса (саморазвитие в совместной социально, творческой, спортивной, краеведческой, интеллектуальной… деятельности). Опыт собственных открытий - основа для развития, а творческая деятельность - создание субъективно нового для данного человека.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА.

Конечным результатом реализации Проекта должны стать положительная динамика роста социального развития личности:

·       Количественные показатели (охват общественности, востребованность, значимость, количество конкретных дел).

·       Показатели общественного мнения (заинтересованность социальных партнеров, популярность ведущих форм деятельности, отклик в средствах массовой информации).

 Сроки и этапы реализации Проекта

  Проект реализуется в 2012-2014 г.г. поэтапно.

1.    Проектирование: сентябрь – ноябрь 2012 года.

2.    Основная часть: ноябрь 2012 г. – апрель 2014 г.

3.    Завершающая: май 2014 г.

Циклограмма реализации проекта Совета ученического самоуправления «СВЕТ» «Мой мир».

·       Заседания Совета ученического самоуправления проходят 1 раз в месяц.

·       Сбор Совета Дела  еженедельно (четверг).

·       Оформление стенда информации (еженедельно).

·       Обучение актива ученического самоуправления (1 раз в полугодие: «Как написать проект?», «Как стать лидером?», «Как организовать интересно дело?», «Как написать статью?»

2012 – 2013 учебный год.

Название

Сроки

Ответственные

Торжественная линейка, посвященная 1 сентября, праздник для первоклассников.

Сентябрь

 

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

 

Декада, посвященная Дню города.

Участие в совместном социальном проекте «Здесь отдыхаю Я»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Общее собрание. Выборы Совета ученического самоуправления.

Центр «Информационный»

 

День самоуправления.

Октябрь

Центр «Правовой»

КТД «Поздравляем учителя»

Центр «Досуговый»

Участие КТД «День Туриста» (совместно с РВО «Разведчики»)

Центр «Спортивный»

 

Аналитическая деятельность: Что в школе хорошо? И Что в школе плохо?

Оформление информационного стенда.

Центр «Информационный»

 

Реализация программы каникулярной занятости «Созвездия».

Разработка и реализация проекта «Новый клуб» (совместно с РВО «Разведчики»)

Оформление информационного стенда

Ноябрь

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Информационный»

Месячник «За здоровый образ жизни»

Разработка и реализация проекта «Новый клуб» (совместно с РВО «Разведчики»)

КТД «Сказочный бал».

Оформление информационного стенда.

Декабрь

Центр «Спортивный»

 

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Оформление информационного стенда.

Оценка результативности проекта

Январь

Центр «Информационный»

Месячник военно-патриотической работы.

Оформление информационного стенда

Февраль

Центр «Спортивный»

 

Центр «Информационный»

Конкурс мини-спектаклей «Весна. Музыка. Любовь».

Оформление информационного стенда

Март

Центр «Досуговый»

 

Центр «Информационный»

Проект «По законам взрослой жизни»

Оформление информационного стенда

Апрель

Центр «Правовой»

 

 

Центр «Информационный»

Реализация проекта «И помнит мир спасенный»

КТД «В ожидании лета»

КТД «Окончание школы»

Оформление информационного стенда

Май

Центр «Досуговый»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

Центр «Информационный»

Реализация программы каникулярной занятости «Созвездия»

 

Июнь - август

 Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

 

2013 – 2014 учебный год.

Название

Сроки

Ответственные

Торжественная линейка, посвященная 1 сентября, праздник для первоклассников.

Сентябрь

 

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

 

Декада, посвященная Дню города.

Участие в совместном социальном проекте «Здесь отдыхаю Я»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Общее собрание. Выборы Совета ученического самоуправления.

Организация школьного журнала

Центр «Информационный»

 

День самоуправления.

Организация дежурства по школе.

Октябрь

Центр «Правовой»

КТД «Поздравляем учителя»

Центр «Досуговый»

Участие КТД «День Туриста» (совместно с РВО «Разведчики») (поход на «Звездочку»)

Центр «Спортивный»

 

Выпуск школьного журнала

Центр «Информационный»

Реализация программы каникулярной занятости «Созвездия».

Разработка и реализация проекта «Новый клуб» (совместно с РВО «Разведчики».

Реализация проекта «Юбилей школы».

Выпуск школьного журнала

Организация дежурства по школе.

Ноябрь

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Досуговый», «Информационный»

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

Месячник «За здоровый образ жизни»

Разработка и реализация проекта «Новый клуб» (совместно с РВО «Разведчики»)

КТД «Сказочный бал».

Выпуск школьного журнала

Организация дежурства по школе

Проектная линия «Речь»:

Выступление театральных коллективов на сцене школы.

Презентация «Ясно мыслю – ясно выражаюсь».

Презентация «Мы представляем из себя то, что говорим».

Презентация «Ненормативная лексика не имеет право на жизнь».

Декабрь

Центр «Спортивный»

 

Центр «Досуговый», «Спортивный»

 

Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

Реализация программы каникулярной занятости «Созвездия».

Организация дежурства по школе.

Выпуск школьного журнала

Проектная линия «Речь»:

Посещение театров. Составление отзывов о спектакле.

Презентация «Вся жизнь – театр».

Акция «Против мата за стихотворения»

Стена хороших слов (интернет-проект)

Январь

Центр «Досуговый»

 

 

Центр «Правовой»

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

 

Месячник военно-патриотической работы.

Организация дежурства по школе.

Выпуск школьного журнала

Проектная линия «Речь»:

Посещение театров. Составление отзывов о спектакле.

Акция «Против мата за стихотворения»

Стена хороших слов (интернет-проект)

Февраль

Центр «Спортивный»

 

Центр «Правовой»

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

 

Конкурс мини-спектаклей «Весна. Музыка. Любовь».

Организация дежурства по школе.

Выпуск школьного журнала

Проектная линия «Речь»:

Посещение театров. Дискуссия о проблемах, поднятых в спектакле.

Акция «Против мата за стихотворения»

Стена хороших слов (интернет-проект)

Март

Центр «Досуговый»

 

Центр «Правовой»

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

 

Проект «По законам взрослой жизни»

Организация дежурства по школе.

Выпуск школьного журнала

Проектная линия «Речь»:

Акция «Против мата за стихотворения»

Конкурс «Проба пера»

Апрель

Центр «Правовой»

 

 

Центр «Информационный»

Центр «Правовой»

 

Реализация проекта «И помнит мир спасенный»

КТД «В ожидании лета»

КТД «Окончание школы»

Выпуск школьного журнала.

Организация дежурства по школе

Проектная линия «Речь»:

Акция «Против мата за стихотворения»

Конкурс ораторского мастерства

Май

Центр «Досуговый»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

Центр «Информационный»

 

 

Центр «Правовой»

 

Реализация программы каникулярной занятости «Созвездия»

 

Июнь - август

 Центр «Досуговый»

Центр «Информационный»

Центр «Спортивный»

Центр «Правовой»

 

Описание модели личностного роста.

   Каждый человек – это ЗВЕЗДА. Звезда яркая и пленительная, манящая и оригинальная, иногда еще неразгаданная и порой хорошо спрятанная. Назначение звезды – освещать мир, делать его добрым, честным, правдивым… Именно поэтому в центре модели изображена звезда. Звезда – это коллектив единомышленников, друзья, которые всегда поддержат и помогут во всех начинаниях. «Послушайте, ведь если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно…» - так говорил В. Маяковский. И с ним согласны мы. Несомненно, в каждом деле нужен лидер, поэтому «голова» звезды – «Я». «Я» - всегда разное, так как в роли лидера должен побывать каждый – именно в этом, на наш взгляд, и заключается основная суть самоуправления: «Я могу руководить, Я могу подчиняться, Я могу быть генератором идей, Я могу быть грамотным и ответственным исполнителем». Мы вместе («Я» и «МЫ») идем по ступеням знаний и учимся реализовывать свои потребности в общении, организации дел, принимаем на себя различные роли (в соответствии с возрастными особенностями). Первая ступенька: это, конечно, игровая деятельность и первые опыты КТД (учусь выполнять задания, четко формулировать мысли, стремлюсь быть организатором мини дела). Вторая ступенька: КТД и первые опыты социального проектирования (учусь общаться, находить интересные и полезные дела, могу быть организатором небольшого дела). Третья ступенька: КТД, социальное проектирование, акции флеш-мобы (я коммуникабелен, четко излагаю вои мысли, умею формулировать цель и задачи, могу быть организатором дел). Четвертая ступень не имеет возрастных границ – так как это вся жизнь «после школы».

Как будто по ступенькам,

Все дальше и вперед,

Из детства постепенно

Нас юность заберет.

И снова у порога

Решать: куда шагнуть?

И школа помогает

По жизни выбрать путь.

   Именно в школе закладываются нравственные, моральные, патриотические, экологические, «гражданские» основы мировоззрения. И стать успешным во «взрослой жизни» смогут прежде всего те, кто стремится вверх – через самопознание, самосовершенствование, самостроительство к самореализации, успешной социализации. Рассмотрим данные понятия: только овладев знаниями о себе («самопознание»), поняв свои «плюсы» и «минусы» («самосовершенствование») можно изменить себя, построить ту модель «Себя» («самостроительство»), которая сможет помочь человеку в самореализации. Очень важно, чтобы возможности и способности каждого были востребованы, чтобы каждый смог расширить границы возможного.  Рядом с ребенком-звездой всегда надежная опора – родители и педагоги. Они помогают удержаться, не упасть в процессе личностного роста, поддержат советом, своим примером, иногда и укажут на ошибки. А все вместе мы открываем вновь окружающее пространство (Целый мир! И этот мир мы держим в своих руках!): ищем места, где необходима наша помощь, где мы можем быть полезны. Через объединение с природой, осмысления культурных ценностей, осознания необходимости здорового образа жизни человек становится действительно настоящим ГРАЖДАНИНОМ своей страны. И особенно важно, что бы личностный рост человека не останавливался: всегда есть над чем работать, что совершенствовать! И тогда МИР никогда не разрушится, потому что будет находиться в надежных руках.

    Конечно, данная модель, разработанная в ходе деловой игры, является символичным изображением основных целей и задач деятельности Совета ученического самоуправления «СВЕТ». Но, конструируя модель, мы конструировали себя: свое отношение к жизни, этапы личностного роста, основные нравственные принципы, способы взаимодействия с социальными партнерами.

 

 

 

 

 

 

                          Нормативно-правовая часть

·       Конвенция ООН о Правах ребенка.

·       Декларация прав ребенка.

·       Конституция РФ.

·       Закон Российской Федерации «Об образовании». Правовая основа развития ученического самоуправления. В ст. 35 Закона подчеркивается: « Управление государственными  и муниципальными образовательными учреждениями строятся на принципах единоначалия и самоуправления…». В ст. 50 гарантируется школьникам право на «участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

·       Устав МБОУ СОШ №156 («Положение об органах ученического самоуправления»). Статьи устава «Права учащихся».

 

 

ПечатьE-mail